Категорії розділу

Дошкольники [9]
Школы [73]

Поиск


Научно-методический центр развития образования
"Научно-методический центр
развития образования"


Школьный гид
"Школьный гид"


ГАРМОНИЯ
Образовательная система "ГАРМОНИЯ"


ЕГЭ
Единый Государственный Экзамен


ЕГЭ
"Открытый урок"


ЕГЭ
"Сфера Знаний"

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа





Среда, 07.12.2016, 00:49
Приветствую Вас Гость | | Главная | | Регистрация | Выход | Вход
ОБРАЗОВАНИЕ     ЛУГАНСКА
О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Й  П О Р Т А Л 
Г О Р О Д А  Л У Г А Н С К А
Каталог статей


Головна » Статті » Школы

Бодьших Татьяна Владимировна

Тема: Большая греческая колонизация
Цели урока:
     Образовательная:
       показать основные причины и характер греческой колонизации как следствие экономического и политического развития Греции;
       определить основные направления греческой колонизации;
       выделить факторы, определившие успешное развитие греческих колоний;
       показать значение греческой колонизации в истории.
     Развивающая:
       формировать умения работать с исторической картой;
       формировать умения работать с историческими источниками;
       формировать навыки работы с текстом учебника;
       формировать умения выделять главное, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
       развивать речь, мышление.
 Воспитательная:
       продолжать воспитывать уважение к историческому прошлому;
       вызвать чувство сопричастности к истории великой древней цивилизации.
Тип урока. Комбинированный
Оборудование. Учебник «История Древнего мира» А. Шалагинова, Б. Шалагинов (К., 2006), карта «Греческая колонизация», атлас «История Древнего мира», раздаточный материал «Фукидид о причинах греческой колонизации» из Хрестоматии по истории Древнего мира (М., 1991), схема «Направления греческой колонизации».
Макроструктура:
Актуализация опорных знаний учащихся – 8 мин.
Мотивация учебной деятельности –  1 мин.
Сообщение темы и задач урока – 1 мин.
Изучение нового материала –  30 мин.
Обобщение и систематизация – 3 мин.
Подведение итогов урока –  1 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
ХОД УРОКА
        І.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
    На прошлом уроке мы с вами разбирали тему «Религия древних греков», давайте вспомним:
1.      Какую роль играли боги в жизни и занятиях греков?
2.      Назовите верховного бога греков.
3.      Где жили греческие боги?
4.      Какими представляли греки своих богов?
5.      Назови богов, которые покровительствовали разным видам деятельности и труда.
6.      Какие боги, по твоему мнению, появились раньше, а какие – позже?
7.      Докажи, что религия древних греков была обожествлением природы.
8.      За что греки почитали Прометея?
9.      Как греки объясняли смену времен года?
10.     Согласен ли ты с тем, что в основе греческой религии лежала любовь к жизни и красоте.
     ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Учитель.   Ребята! Мы с вами знаем, что греки старались держаться подальше от своих соседей, которых называли варварами. Но археологами были обнаружены остатки греческих поселений за много километров от Греции: на том месте, где сейчас стоит город Белгород-Днестровский Одесской области, возле города Николаева, в Крыму. О чем говорит этот факт?
На доске размещены фотографии греческих поселений

    Предполагаемые ответы учеников. Греки, по каким-то причинам, покидали свою родину.
    Учитель. Верно. Почему же греки покидали свою родину, мы с вами узнаем на сегодняшнем уроке.
   ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
     Открываем тетради и записываем тему нашего сегодняшнего урока: «Большая греческая колонизация». Сегодня мы узнаем, каковы основные причины, характер и направления греческой колонизации и определим в чем значение греческой колонизации в истории.
    ІV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    Учитель. В VIII - VI  вв. до н.э. греки покидали свой дом и на далеких берегах Средиземного и Черного морей, на берегах населенных варварами и полных опасностей  основывали колонии. Этот период в истории получил название Большая греческая колонизация.
Работа с исторической картой в учебнике (стр. 144)
     Обращаю ваше внимание на территорию, заселенную греками к началу колонизации (она выделена красным цветом) – Балканская Греция, острова Эгейского, Ионического моря и западное побережье Малой Азии. А теперь давайте посмотрим на территории, где греки основывали поселения (на карте они обозначены красными точками). Мы с вами не можем не согласиться со словами древнегреческого философа Платона, шутливо утверждавшего, что греки, «словно лягушки вокруг пруда, расселились по берегам моря». Таким образом, мы можем сделать вывод, что Матери
 ковая Греция была лишь малой частью древнегреческого мира.
Работа над формированием исторических понятий
    Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетради понятия:
    колонизация – заселение и освоение новых территорий
    колония – поселение, основанное выходцами из других стран
    метрополия  (от греч. слов «мать» и «полис») – город, основавший колонию, материнский город
 Также запишем в тетради хронологические рамки данного периода
Работа с исторической датой
    Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетради историческую дату:
VIII - VI  вв. до н.э. – период Большой греческой колонизации
     Учитель.  Но вернемся к вопросу, который мы с вами поставили в начале урока.
1. Какие же причины заставляли греков покидать родину и основывать города-колонии в неведомых странах?
2. Ради чего мореходы совершают долгое и опасное плавание из Греции? Что толкает их в путь?
    Для того чтобы ответить на этот вопрос обратимся к источнику.
    Задание. Прочитайте текст, выделите причины греческой колонизации и запишите их в тетради.
Работа с историческим источником
   Крупнейший древнегреческий историк Фукидид о причинах греческой колонизации… (источник раздается каждому ученику)
    «В Аттике при скудности ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. И вот одно из важнейших проявлений  того, что в других областях Эллады из-за переселений число жителей возрастало неодинаково по сравнению с Аттикой: самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в
 Ионию, поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа»
    Учитель обсуждает с учениками варианты ответов. Должны прозвучать следующие тезисы:
    Учитель. 1. Население Греции росло и грекам стало тесно на их жарком полуострове. 2. Земельные наделы уменьшались и уже не могли прокормить своих владельцев. Хлеба не хватало. К тому же лучшие земли принадлежали знати. Не имевшие хороших участков земледельцы нуждались, залезали в долги. Угроза голода, стремление освободиться от долгов заставляли греков покидать родину в поисках счастья на чужбине. 3. Могло ли растущее население Греции обойтись без ввоза товаров? Какие товары были особенно необходимы? Что греки могли вывозить?  Третья пÑ
 �ичина – развитие торговли. 4. Была еще  одна причина массовых отъездов за море. Во многих полисах шла ожесточенная борьба между демосом и знатью. Если проигрывал демос, то его вожаки, боясь мести противников, покидали город. Если же демос побеждал, то в страхе за свою жизнь уезжали знатные люди. Иногда их бегство было настолько спешным, что приходилось бросать дом, полный дорогой утвари и рабов. Однако чаще готовились к отъезду заблаговременно. Тот город, в котором были желающие уехать, помогал им снарядить корабль, снабжал запасом пищи. Ð
 �стающиеся в городе купцы и ремесленники надеялись, что с помощью колонистов им удастся завязать выгодную торговлю с той страной, где создавалась новая колония.
   Учащиеся записывают в тетрадь следующие причины:
Причины греческой колонизации:
    1. Перенаселение в Греции.
    2. В Греции не хватало земли.
    3. Развитие торговли.
    4.Необходимость покинуть Грецию после поражения в политической борьбе.
      Учитель. Давайте попробуем определить характер Большой греческой колонизации.  Чтобы справиться с этой работой посмотрите еще раз на причины колонизации, которые вы записали в тетради и попробуйте сформулировать цель греческой колонизации. Сформулировав цель колонизации мы можем определить ее характер.
    Предполагаемые ответы учеников. Греки искали источники существования, а именно землю.
     Учитель. Правильно. Колонизация имела аграрный (земельный) характер и ее нужно понимать лишь как хозяйственное освоение греками новых территорий, причем мирное, поскольку там, где они оседали – на морском и лиманном побережье – тогда никто не проживал. А также, торговля с греками была выгодна местным племенам. Именно этот фактор, определил успешное развитие греческих колоний.
Работа с исторической картой в учебнике (стр.144)
   Задание. Поработав с картой, дайте ответ на следующие вопросы
1.      Куда направлялись греческие переселенцы?
2.      С помощью карты определите направления переселения?
3.      Какие территории осваивали греки?
    Учитель корректирует ответы учеников и показывает на карте основные направления греческой колонизации. В этом задании возможны два варианта выполнения (в зависимости от количества учащихся в классе).
Вариант 1
   Составление схемы «Направления греческой колонизации»

Вариант 2

Вариант 2
     Ученикам раздается карта, она приклеивается в тетрадь и направления колонизации подписываются непосредственно на карте (на стрелках)

Работа с текстом учебника (стр. 145)
   Задание. Прочитайте текст «Греческие моряки. Путь к новой родине» и дайте ответ на вопрос
     Какие трудности подстерегали греков при основании колоний?
     Ответы учеников:  пираты, болезни, холод и голод.
    Дополнения учителя: Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным» - Понт Аксинский. В самом деле, из-за больших глубин мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров. На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего 14 островов. Но море могло быть приветливым и ласковым и тогда греки называли его «гостеприимным» - Понт Эвксински
 й.
     И здесь мы с вами сталкиваемся с важным аспектом  исторической действительности, который имеет значение в данной теме наличие опыта мореходства и кораблестроения, как благоприятное условие колонизации. Давайте послушаем сообщение об устройстве торгового корабля. Но для того, чтобы понять, как он был устроен, мы сравним его с военным кораблем.
    Для выполнения этого задания заблаговременно учитель дает задание одному из учеников. Ученик демонстрирует иллюстрации кораблей.
Сообщение ученика
«Устройство торговых и военных кораблей древних греков»
Торговый корабль напоминал большую лодку длиной около 15 метров, шириной 5 метров. В средней части палубы корабль имел мачту с горизонтальной реей и четырехугольным парусом. Поскольку греки наделяли корабль качествами живого существа, на скулах судна изображались глаза. Натянутый на специальный каркас «фартук» (решетка из толстых прутьев, обтянутых кожей) защищал моряков от больших волн. Судно было беспалубным. Для управления применялись два рулевых весла, соединенные брусом. Парус имел полукруглый вырез,  необходимый для лучшего обз
 ора моря рулевому прямо по курсу судна. Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Он обладал только парусным движителем: для  гребцов на корабле не было места, для них не хватило бы также пресной воды и продовольствия.
Наиболее распространенным типом военного корабля древности была триера, обладающая тремя рядами весел.  Военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник. Военный корабль в сравнении с торговым был более обтекаемой  формы  и передвигался под веслами и парусом. В боевой обстановке парус мешал маневрировать, и его убирали

     Рассказ учителя.  Но вот все трудности позади. Корабль причалил. Греки выносят на берег тюки и свертки, множество амфор. Выбирают себе место на высоком берегу возле удобной гавани или в устье реки. Рассыпают под ногами землю со своей родины. После этого приносят жертву богам.  Теперь можно начинать новую жизнь. В новых поселениях греки занимались традиционными для них видами хозяйства и организовывали общественную жизнь так, как это было принято в метрополии. Следует отметить, что созданные колонии не зависели от метрополий. Но колонÐ
 �сты никогда не теряли связи с городами, откуда они прибыли.
1. Как вы думаете, каковы были основные занятия колонистов?
2. Почему все колонии как «лягушки расселились на берегу моря»?
   Ответы учеников. Земледелие, рыболовство, ремесла, торговля. А колонии расположились на берегу, потому что греки превосходные моряки, а морская торговля в древности приносила огромные доходы.
   Рассказ учителя. Наиболее крупными колониями на территории Северного Причерноморья были Ольвия, Херсонес, Феодосия, Тира, Пантикапей.
     1. Что греки вывозили из Греции?
     2. Что ввозили?
     На доске размещена карта, и учащиеся прикрепляют на нее картинки либо туда, где нарисована Греция (например, ювелирное украшение), либо туда, где нарисовано Северное Причерноморье (например, колос пшеницы).
Вывозили из Греции      Ввозили в Грецию
•       вино
•       оливковое масло
•       глиняная, стеклянная, металлическая посуда
•       ткани
•       оружие
•       украшения       •       пшеницу
•       мед
•       шкуры
•       кожу
•       рабов
Рассказ учителя. Большая греческая колонизация имела большое значение. Она сыграла большую положительную роль. Прежде всего, торговля приобрела международный характер, многие колонии вскоре стали крупными экономическими центрами, опережавшими свою метрополию. Благодаря греческой торговле, ремеслам, искусству местные племена познакомились с достижениями античной культуры.
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Беседа по вопросам
1. Что такое колонизация? Каковы ее причины?
2. Назовите основные направления греческой колонизации.
3. В чем значение греческой колонизации в истории?
VІ. ИТОГИ УРОКА
Заключительное слово учителя
       В VIII- VI  вв. до н.э. греки основали в чужих краях поселения, которые стали пристанищем для крестьян, потерявших землю, неудачливых политиков и предприимчивых купцов.
       Основными направлениями греческой колонизации были западное, южное и северо-восточное.
       Колонисты стремились налаживать хорошие отношения с местным населением обживаемых земель и старались не утрачивать связь с родиной – метрополией.
       Наиболее крупными колониями на территории Северного Причерноморья были Ольвия, Херсонес, Феодосия, Тира и Пантикапей.
VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Проработать текст § 30

Категорія: Школы | Додав: metodist (08.04.2015)
Переглядів: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Copyright MyCorp © 2016